0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Это взорвет геополитический треугольник»: грядет ли война Армении и Азербайджана

Содержание

Армения костьми ляжет на пути Эрдогана к Каспию

Ереван продолжает затягивать мирный процесс, Баку готов взять свое силой

Армения готова приступить к процессу демаркации и делимитации границы с Азербайджаном, заявил на трехсторонней встрече в Сочи с президентами России и Азербайджана Владимиром Путиным и Ильхамом Алиевым армянский премьер Никол Пашинян.

«Я неоднократно заявлял, что Армения готова приступить к процессу делимитации и демаркации границы. Тема открытия, деблокады всех транспортных и экономических коммуникаций тоже очень важна для нас, и мы искренне заинтересованы в том, чтобы решить эти вопросы», — подчеркнул Пашинян.

Тут стоит напомнить, что буквально неделю назад Пашинян исключил подписание документа, закрепляющего итоги демаркации и делимитации границы с Азербайджаном на данном этапе. Он также заявил, что речь может идти лишь о потенциальном документе о создании комиссии и начале процесса.

«Здесь есть непонимание… Складывается впечатление, что будет подписан документ об итогах делимитации и демаркации границы. Это невозможно. Потенциальный документ будет касаться лишь создания комиссии Армении и Азербайджана, которая начнет заниматься работами по делимитации и демаркации… Там не будут указаны границы», — говорит он тогда.

Как это понимать? Готовы или нет армяне к демаркации границы — и на каких условиях?

— Никол Пашинян пытается действовать по принципу «и вашим, и нашим», — считает военный политолог, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г. В. Плеханова Александр Перенджиев.

— С одной стороны, он демонстрирует готовность реализовывать все подписанные трехсторонние российско-азербайджано-армянский соглашения от ноября 2020 года и января 2021 года. С другой, премьер пытается угодить общественному мнению внутри Армении, которое настроено взять реванш у Азербайджана. А демаркация армяно-азербайджанской границы полностью лишает реваншистов хоть каких-либо надежд.

Никол Пашинян пытается усидеть на двух стульях. На одном стуле — он друг и союзник России, стремящийся к миру на Южном Кавказе и прекращению вражды между армянами и азербайджанцами. На втором стуле нынешний премьер Армении большой друг НАТО и Евросоюза, который не торопиться мириться с официальным Баку и всячески старается угодить реваншистам — как в его собственной стране, так и другим, проживающим в США и Европе.

«СП»: — Говоря о проблеме азербайджанских и армянских анклавов, существовавших на территории Армении и Азербайджана в советский период, Пашинян заявил, что нужно изучить, были ли правовые основания для создания таких территорий, или же анклавы создавались решениями «соседних колхозов». Насколько, по-вашему, проблема действительно серьезная?

— Проблема действительно не простая. В советское время строили дороги без учета административной в то время границы между Азербайджанской ССР и Армянской ССР.

Например, чтобы попасть по дороге из одного армянского села в другое необходимо проехать по дороге, которая заходит на территорию Азербайджанской республики. И наоборот — чтобы попасть из одного азербайджанского населенного пункта в другой такой пункт, необходимо «завернуть» на территорию Армении. Поэтому и возникает такая сложность.

Но, как вы понимаете, речь на самом деле должна идти о строительстве новых дорог, которые не будут заходить на территорию другого государства. Официальный Баку вполне может справится с этой проблемой. А вот официальному Еревану такой поворот событий не по карману. Поэтому в Армении пытаются скрытно противодействовать демаркации границы не только по политическим, но и экономическим причинам.

«СП»: — Пашинян утверждает, что деблокады всех транспортных и экономических коммуникаций очень важна для Армении. Но почему тогда они против Зангезурского коридора?

— Потому что открытие Занзегурского коридора будет способствовать повышению уровня социально-экономического развития Нагорного Карабаха и положения его населения. То есть, говоря простым языком, армяне, проживающие в западных районах Азербайджана, будут жить лучше, чем в самой Армении.

Не ровен час, по мнению высшего руководства официального Еревана и его западных спонсоров, граждане Армении устремятся жить в Азербайджан. То есть, правительство Пашиняна ждут серьезные имиджевые, и не только имиджевые, потери.

То есть, как вы поняли, открытие Занзегурского коридора является серьезным фактором социально-экономического укрепления самой Азербайджанской республики. А вот Республика Армения пока не имеет механизмов использования Занзегурского коридора в интересах развития своей страны. То есть, официальный Ереван уподобляется «собаке на сене» — «сам не гам, другим не дам!»

«СП»: — А выгоден ли коридор России? С одной стороны, мы получаем дорогу в Армению, с другой — турки получают выход к Каспийскому морю. Оно нам надо?

— России, безусловно, выгодно разблокирование Занзегурского коридора. Ведь в этом случае получает новое развитие макрорегиональный российско-азербайджано-иранский проект «Транспортный коридор Север-Юг». При этом, в свою очередь он становится привлекательным для включения его в глобальный китайский проект «Один пояс — один путь». Выгодно будет сотрудничать в сфере экономики, получать большие дивиденды, в том числе и Армении. И не будет смысла ссорится.

То есть, мы говорим об экономических механизмах и скрепах, которые позволяют установить довольно-таки крепкий мир в регионе. И не надо опасаться Турции. Мы — Россия — уже довольно-таки серьезно с ней сблизились не только в экономической, но и военно-технической сфере.

«СП»: — А Иран? Каков его интерес? Ему этот коридор тоже невыгоден?

— Иран также получает большие дивиденды от разблокирования транспортных коридоров. Все эти транспортные пути как раз и пойдут через Иран, затем в Афганистан, и далее в Индию. По сути, в результате транспортного развития данного макрорегиона, официальный Тегеран оказывается в центре пересечения многих торговых путей, что существенным образом может укрепить государство древних персов.

«СП»: — Будет ли вопрос решен, и в какие сроки?

— Предлагаю не гадать на ромашке: «будет — не будет» Всё зависит от политической воли всех участников политического процесса в данном макрорегионе. В любом случае, развитие транспортных коммуникаций на Южном Кавказе даст мощный импульс развитию находящихся в нем государств и повышению социально-экономического положения всего их населения. Это главное, что нужно понимать в данной ситуации. То есть, пытаться противодействовать данному процессу — это наносить вред своему народу, да и самому себе тоже

— Армения не признаёт принадлежность Нагорного Карабаха Азербайджану, поэтому всячески оттягивает закрепление де-юре существующего де-факто положения вещей, — уверен руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития Игорь Шатров.

— Да и положение де-факто трактуется сторонами по-разному. Если в Баку считают, что Карабах вернулся в состав Азербайджана и поэтому никакого вопроса статуса Нагорного Карабаха больше не существует, то в Ереване придерживаются иного мнения. В Азербайджане присутствие российских миротворцев в регионе трактуют как обеспечительную меру при передаче Карабаха Азербайджану, а в Армении — как меру защиты армянского населения и сохранения существующего статус-кво. Если Пашинян открыто скажет, что Карабах больше не армянский, это станет не просто концом его политической карьеры, а может поставить Армению на грань гражданской войны.

«СП»: — В чем, собственно, проблема? Почему граница не была демаркирована сразу после образования этих государств?

— Почти сразу же после образования независимых Армении и Азербайджана между ними началась война за Карабах. Более того, значительная часть границы между Арменией и Азербайджаном приходится на территории вокруг Карабаха, ранее оккупированные Арменией.

«СП»: — А почему Армения выступает против Зангезурского коридора, хотя на словах Пашинян поддерживает деблокировку инфраструктуры?

Читать еще:  Средневековая Оборона З

— С одной стороны, Армения опасается того, что Зангезурский коридор отрежет Сюникскую область от основной территории Армении. Но этот вопрос снимается гарантиями безопасности со стороны России. Как известно, согласно подписанным соглашениям, именно российские миротворцы будут охранять как Лачинский, так и Зангезурский коридор.

С другой стороны, протяженность Зангезурского коридора составляет всего-то чуть более 40 км, что не позволит Армении получить сколько-нибудь серьезный доход от транзита. По этой причине в приоритете у Еревана открытие железной дороги через Газах — Иджеван и далее через всю территорию Армении.

Но стоит ли смешивать эти вопросы? Ведь восстановление полноценного железнодорожного транзита по территории Армении после прекращения войны с Азербайджаном станет только вопросом времени. И именно обмен Зангезурского коридора в Нахичевань по территории Армении на Лачинский коридор в Нагорный Карабах по территории Азербайджана мог бы стать тем самым важным решением на пути окончательного выхода из нагорнокарабахского кризиса.

«СП»: — А выгодно ли нам это? Нужны ли нам эти транспортные коридоры, которые, с одной стороны, свяжут Армению с нами, с другой — дадут туркам выход на Каспий?

— Получение Турцией сухопутного выхода к Каспию через территорию Армении не означает превращения Турции в прикаспийское государство и не дает ей никаких юридических прав на решение вопросов по Каспию. Участие Турции в прикаспийских делах и без того обеспечивается ее «младшим братом» Азербайджаном. Что касается перспектив перевозки по Зангезурскому коридору турецких военных грузов, этот вопрос может быть (даже должен) отдельно оговорен международным соглашением по коридору — сродни конвенции Монтрё о проливах.

«СП»: — Может ли Россия как-то повлиять на процесс? Армения явно не собирается открывать коридор, Баку грозится проделать его силой. Что нам делать в этих условиях?

— Я не готов представить, что Азербайджан сейчас вторгнется на территорию Армении и начнет строительство железной дороги под охраной своих войск. Подобной интервенции точно не допустит Россия, то есть это нереалистичный сценарий. А значит, придется договариваться. Поэтому и проходят регулярные встречи Пашиняна и Алиева при посредничестве Путина.

Думаю, вопрос Зангезурского коридора будет решен. И «вкус успеха», возможности, которые откроет деблокирование транспортных магистралей в регионе, подвигнут стороны к позитивным договоренностям по карабахскому вопросу в целом.

«Третья война в Карабахе неизбежна. Вопрос только в сроках»

За счет чего Азербайджан победил Армению в прошлом году

27 сентября 2020 года началась Вторая карабахская война — крупномасштабный конфликт между вооруженными силами Азербайджана с одной стороны и вооруженными формированиями непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) и Армении с другой. Военный обозреватель «Газеты.Ru» Михаил Ходаренок разобрал причины, по которым в этой войне победил Баку, и оценил перспективы нового конфликта.

Анализ боевых действий в ходе 44-дневной войны между вооруженными силами Азербайджана и армянскими формированиями обычно начинают с перебора тактико-технических характеристик турецких беспилотных летательных аппаратов (БЛА) типа Bayraktar TB2 и барражирующих боеприпасов израильского производства типа IAI Harop. Чаще всего этим дело и заканчивается. Однако успех любого вооруженного противоборства зависит далеко не только от боевого применения инновационных образцов вооружения.

Злая шутка первой победы

В годы существования Советского Союза военная служба была не популярна среди представителей Азербайджанской ССР. Количество азербайджанцев среди старших офицеров и генералов в кадровом составе советской армии было минимальным по сравнению со многими другими национальностями. Показательный пример: до 1991 года Военную академию Генерального штаба СССР закончил всего-навсего один азербайджанец — Валех Баршадлы, ставший первым министром обороны Азербайджана.

Поэтому после обретения независимости в 1991 году даже руководящие должности в Минобороны Азербайджана часто занимали лица с очень экзотическими и невоенными биографиями. Квалифицированных кадров, чтобы укомплектовать Минобороны и Генеральный штаб Азербайджана, катастрофически не хватало. Опыта военного строительства и оперативно-стратегического планирования у новых выдвиженцев быть по определению не могло.

У Еревана, напротив, бывшие советские кадровые военные были в избытке. Достаточно сказать, что главой армянской армии стал знаменитый военачальник генерал-лейтенант Норат Тер-Григорянц — один из руководителей афганской военной кампании СССР.

Победа окрылила армянские вооруженные формирования, но в дальнейшем сыграла с ними откровенно злую шутку. Военно-политическое руководство Армении и НКР решило, что отныне так будет всегда и «проспало» последующее рождение в Азербайджане современной и боеспособной армии.

Ильхам Алиев против Никола Пашиняна

Президент Азербайджана Ильхам Алиев сделал две важных вещи для будущей победы. Во-первых, он создал действенный инструмент для реализации своих политических целей — собственно вооруженные силы Азербайджана. Это стоило огромных усилий и ресурсов. Во-вторых, Алиев заручился поддержкой Турции. Без всякого преувеличения, Анкара сегодня — региональный лидер.

Похоже, никто не задумался в Ереване и над тем, что надо формировать стратегические резервы, создавать необходимые запасы материальных средств, прорабатывать, как восстанавливать их (а также вооружение и технику) в ходе войны. Очень было мало сделано армянской стороной и в плане подготовки территории региона в интересах вооруженных сил (оперативного оборудования театра военных действий), в первую очередь в сфере защиты войск, важных военных и тыловых объектов от ударов противника.

А без боеспособных вооруженных сил любые политические заявления ничего не стоят. Рассчитывать же на чью-то бескорыстную помощь Еревану, по всей видимости, не стоит. Запад от Армении далеко и ничего кроме озабоченности не генерирует. России же ввязываться в эту историю по полной программе и целиком на стороне Еревана — совершенно не с руки. Москва много раз заявляла, что для нее партнерами являются одновременно и Армения, и Азербайджан.

Ереван без военной авиации

Азербайджанская армия в ходе Второй карабахской войны почувствовала вкус победы. Значение этого факта трудно переоценить. Теперь в Баку не намерены обсуждать вопрос о статусе Нагорного Карабаха. Более того, Ильхам Алиев заявил, что «вопрос статуса вообще должен быть исключен из повестки дня».

А это означает, что точка в карабахском конфликте пока не поставлена. На пути очередного обострения обстановки в Нагорном Карабахе пока стоят две тысячи российских миротворцев. Срок пребывания миротворческого контингента Москвы в зоне конфликта — пять лет с возможностью автоматического продления на следующую пятилетку при отсутствии возражений какой-либо из трех сторон (России, Азербайджана, Армении). Сколько миссия продлится на самом деле — сегодня не может сказать пока никто.

В целом ситуация для Еревана пока складывается откровенно неблагоприятно. Страна с весьма небольшим (причем к тому же еще убывающим) населением и ограниченными финансовыми ресурсами просто не может создать функционально законченной современной армии.

Большая печаль Еревана — создание национальных военно-воздушных сил. К примеру, более или менее готовыми к боевому применению в условиях этого театра войны считались бы ВВС Армении, насчитывающие примерно 100 боевых самолетов.

Что касается Азербайджана, то его военно-экономический потенциал значительно превосходит соответствующий армянский и этот разрыв продолжает стремительно возрастать. И чем больше он возрастает, тем больше у Баку соблазна прибегнуть к силе. В этом смысле третья война в Карабахе неизбежна. Вопрос только в сроках.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Биография автора:

Михаил Михайлович Ходаренок — военный обозреватель «Газеты.Ru», полковник в отставке.

Окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище (1976), Военную командную академию ПВО (1986).

Командир зенитного ракетного дивизиона С-75 (1980-1983).

Заместитель командира зенитного ракетного полка (1986-1988).

Старший офицер Главного штаба Войск ПВО (1988-1992).

Офицер главного оперативного управления Генерального штаба (1992-2000).

Выпускник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил России (1998).

Обозреватель «Независимой газеты» (2000-2003), главный редактор газеты «Военно-промышленный курьер» (2010-2015).

ЭТО НЕ ВОЙНА АРМЕНИИ И АЗЕРБАЙДЖАНА — ЭТО НАЧАЛО ТРЕТЬЕЙ МИРОВОЙ. И за всем этим стоят видимые бесы. (ВИДЕО)

Прим.Ред. — Дорогие братья и сестры! Ситуация складывается очень серьезная, т.к. это не просто очередной региональный конфликт. Эту как бы неожиданную для всех «войнушку» между армянами и азербайджанцами можно смело считать фитилем активной фазы Третьей мировой войны. И вот почему.

За воюющими сторонами: Арменией и Азербайджаном стоят вооруженные до зубов мощные силы, страны, которые при определенных условиях должны будут включиться в эту войну, и тогда они уже будут воевать друг с другом.

За Арменией стоит Россия, т.к. по договору ОДКБ, который кроме России подписали еще Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, она обязана будет оказать военную помощь Армении в случае полномасштабного военного конфликта с Азербайджаном.

Читать еще:  I love the HALO Worldигры

Что может послужить спусковым крючком, чтобы карабахский военный конфликт перерос в Третью мировую? Пока военные столкновения идут на спорной территории Карабаха — страны-союзники по ОДКБ могут не оказывать военную помощь Армении, но как только Азербайджан и(или) его союзники нанесут военный удар по «территориальной» Армении — Россия и остальные страны по ОДКБ обязаны будут оказать ей военную помощь и вступить в войну.

Как это может произойти? Очень просто. Азербайджан, даже если и не имеет намерений завоевать или уничтожить всю Армению, то для безнаказанности действий своей авиации над Карабахом — при помощи беспилотников уже фактически полностью уничтожил российские системы ПВО в этом регионе. Но у Армении есть еще на вооружении российские системы С-300 , которые могут сбивать самолеты и ракеты противника на расстоянии до 200 км.


Ну, а самым простым и весьма вероятным вариантом обострения ситуации может послужить банальная провокация со стороны Израиля, когда по Армении или Азербайджану нанесут ракетные или авиаудары, в которых обвинят противоборствующую сторону. Точно так, как происходило на Майдане в Киеве, когда «неизвестные» снайпера стреляли и в Беркут, и в майданщиков, стравливая их в смертельной схватке.

Дорогие братья и сестры! Ничего неожиданного для нас с вами не происходит, т.к. мы прекрасно знали о том, что грядут страшные испытания и скорби для человечества, погрязшего в богомерзких страстях и грехах. И напомним вам недавнюю новость о том, что Путин выделил на строительство Третьего храма 100 млн.долларов , которых более чем достаточно, чтобы полностью его построить «с нуля».

«Абсолютное отсутствие здравого смысла» Начнется ли новая война с Азербайджаном и есть ли угроза бомбежки АЭС: отвечает МИД Армении

Бои на границе Армении и Азербайджана продолжаются уже шесть дней. Ни одна из сторон пока не собирается отводить тяжелое вооружение, и каждая продолжает обвинять другую в провокации. Накануне Баку взволновал мировое сообщество громким заявлением — пригрозил нанести ракетный удар по Мецаморской АЭС в нескольких десятках километров от Еревана, если армянские военные продолжат обстреливать азербайджанские стратегические объекты. Ранее нашему корреспонденту удалось поговорить с представителем властей Азербайджана и выслушать версию Баку о том, что же случилось на границе. Теперь «Лента.ру» обсудила события последних дней с пресс-секретарем МИД Армении Анной Нагдалян, узнала, как в Ереване объясняют эскалацию давнего конфликта и что собираются предпринимать дальше.

Война как способ решить внутриполитические проблемы

«Лента.ру»: На границе между странами применяются системы «Град», танки, в ход идет живая сила, большое количество БПЛА. Мы можем говорить о войне между Арменией и Азербайджаном?

Анна Нагдалян Я бы сказала, это масштабная эскалация, спровоцированная Баку. Целенаправленный обстрел гражданских инфраструктур и мирного населения — давно применяемая тактика азербайджанской стороны. Мы сталкивались с этим на протяжении многих лет, например, в апреле 2016 года, когда Азербайджан предпринял крупное наступление на границе с Арменией и линии соприкосновения с силами армии обороны Республики Арцах (Нагорно-Карабахской республики).

Действия азербайджанской армии и в апреле 2016 года, и в июле 2020-го являются грубыми нарушениями международного гуманитарного права. Мы неоднократно заявляли, что угроза применения военной силы не сработает: Армения и Арцах имеют достаточный потенциал для защиты нашей единой системы безопасности.

До начала боев Армения располагала сведениями о готовящейся атаке?

Ваш вопрос больше адресован военным, нежели дипломатам. В целом можно отметить, что Вооруженные силы Армении постоянно готовы дать отпор любым посягательствам. Со своей стороны могу подчеркнуть, что были политические предпосылки.

Эскалации предшествовали нападки и обвинения президента Азербайджана в адрес посреднического формата Минской группы ОБСЕ. Более того, азербайджанский лидер в последнее время выступает с позиций территориальных и исторических претензий к Армении

В частности, речь о столице — Ереване, а также регионе Зангезур на юге Армении. В своих публичных заявлениях и выступлениях Баку вновь вернулся к агрессивной и воинственной риторике, заверив население страны в способности Азербайджана решить Нагорно-Карабахский конфликт военным путем. Вероятнее всего, в какой-то момент Азербайджан счел, что обладает достаточными возможностями для осуществления известных намерений, а именно: продемонстрировать желание и возможности азербайджанских вооруженных сил навязать свою волю Армении и Нагорному Карабаху.

Какова предполагаемая цель противника?

Лучше всего спросить об этом представителей Азербайджана, так как нынешняя эскалация всецело является результатом их действий. Мы можем лишь предполагать, чего хотели добиться в Баку. Вероятнее всего, военно-политическое руководство Азербайджана сочло возможным продемонстрировать военное превосходство над Арменией, однако сильно переоценилo свой потенциал. К тому же руководство Азербайджана традиционно использует фактор нестабильности на границе с Арменией и Нагорно-Карабахский конфликт как внутриполитический инструмент. Антиармянская ненавистническая пропаганда позволяет власти объединять, консолидировать азербайджанское общество.

Бои позволяют отвлечь внимание от внутренних проблем, таких как диктаторский характер власти, повсеместная коррупция, грубые нарушения прав человека, нарушение всех основных прав и свобод

Анна, а как вы оцениваете реакцию международных партнеров Армении на происходящее? Наблюдатели называют ее как минимум вялой.

Мировое сообщество как на уровне государств, так и на уровне международных организаций незамедлительно и однозначно отреагировало на события последних дней. Они единогласно призвали прекратить боевые действия. Мы высоко ценим ясную и бескомпромиссную позицию наших партнеров, высказавшихся за неприемлемость военных авантюр. Тем не менее отдельные страны выступили по меньшей мере с деструктивной риторикой. В этом плане хочу отметить позицию Турции, которая не только безоговорочно поддержала Азербайджан, но и выразила явные претензии в отношении Южного-Кавказского региона, которые президент Турции и прочие вторящие ему официальные лица пытаются обосновать ссылкой на «историческую миссию» Турции в нашем регионе.

Это неприемлемо — в столь сложной региональной обстановке выступать с прямым или косвенным поощрением агрессивного и провокационного поведения Азербайджана. Мы сожалеем в связи с прозвучавшими заявлениями подобного характера. Крайне важно, чтобы третьи страны отказались от политики, которая разжигает нестабильность или каким-либо образом оказывает поддержку Азербайджану на основе родства, или подпитывает его иллюзии относительно военного варианта урегулирования.

Баку на официальном уровне пригрозил атаковать Армянскую АЭС. Насколько серьезно Ереван относится к этой угрозе и чем может ответить?

МИД Армении уже выступил с соответствующим заявлением. Данная угроза нацелена против всех народов региона, в том числе и населения Азербайджана. Азербайджан должен немедленно публично отказаться от этих угроз, и мы будем проявлять последовательность в данном вопросе.

Подчеркну, что данная угроза не только свидетельствует о степени отчаяния и кризисе сознания военно-политического руководства Азербайджана, но и об абсолютном отсутствии здравого смысла и чувства ответственности у этого члена международного сообщества

Примечательно, что новая эскалация произошла не на территории Нагорного Карабаха. Следует ли связывать их с тем конфликтом?

События последних дней, конечно, следует также рассматривать в контексте азербайджанских провокаций против Республики Арцах. Как я уже отмечала выше, военный авантюризм — это в целом основной метод региональной политики Баку на протяжении многих лет. С нашей точки зрения, провокация на межгосударственной границе и попытка захвата оборонительного укрепления, расположенного на территории Республики Армения, является угрозой нашей национальной безопасности. Подобное должно быть пресечено всеми имеющимися в распоряжении Республики Армения средствами.

Каковы дальнейшие варианты развития ситуации? Приостановка боевых действий или, скажем, армянское наступление для создания пояса безопасности?

Мы неоднократно заявляли и продолжаем настаивать, что альтернативы мирному урегулированию конфликта нет. Надеемся, что после военного фиаско Азербайджан проявит большую ответственность в отношении соблюдения и укрепления режима прекращения огня. Существуют конкретные предложения по мерам укрепления безопасности и доверия, включая увеличение числа и постоянная дислокация на местах международных наблюдателей, прямую линию коммуникаций и внедрение механизма расследования предполагаемых нарушений режима прекращения огня. Их реализация поможет избежать дальнейших возобновлений эскалации.

Однако Азербайджан отверг эти механизмы проверок, отсутствие которых способствует как увеличению жертв среди гражданского населения, так и беспочвенным обвинениям в адрес армянской стороны

Подчеркну, что в сложившейся ситуации усилия по прекращению боевых действий, безоговорочному и полному восстановлению, сохранению и укреплению режима прекращения огня, подписанного между Арменией, Нагорным Карабахом и Азербайджаном, являются императивом.

От редакции

Боевые столкновения между Арменией и Азербайджаном начались днем 12 июля, первыми о них сообщили в Баку. Советник президента Азербайджана по вопросам внешней политики Хикмет Гаджиев в интервью «Ленте.ру» подчеркнул, что вооруженные силы Армении начали артобстрел в Товузском направлении Азербайджана, под удар попали мирные села.

Читать еще:  Serious Sam 4 советы по прохождению игры

Материалы по теме

«Атака готовилась»

Минобороны Еревана изложило другую версию событий: согласно отчетам, к пограничному посту подъехал УАЗ, из которого вышли азербайджанские военные и попытались пройти на армянскую территорию. После запрета они вернулись обратно, и со стороны Азербайджана начался артобстрел.

Помимо артиллерии, стороны используют и другие виды тяжелого вооружения. Так, армяне отчитались о подбитом танке противника, а азербайджанцы — о сбитом беспилотнике. Кроме того, Ереван направил в зону конфликта на боевое дежурство истребители Сy-30СМ, закупленные в России. По последним данным, Армения потеряла четырех военных, Азербайджан сообщил о гибели 12 военнослужащих и одного мирного жителя.

В Баку считают, что Ереван надеется отвлечь население от внутренних проблем — борьбы между старой и новой политическими элитами и последствий пандемии COVID-2019. Кроме того, указывает Гаджиев, Армения таким образом стремится вовлечь в армяно-азербайджанский конфликт военно-политические организации, членом которых является, и избежать ответственности за «оккупацию и агрессию» против Азербайджана — речь о споре за Нагорный Карабах, или самопровозглашенную Республику Арцах, которую Баку считает своими территориями, а Ереван поддерживает.

Официально Нагорно-Карабахский конфликт начался 28 лет назад, когда Республика Арцах объявила себя независимой, однако межэтнические столкновения в этом регионе происходили еще в начале XX века. Советские власти расчертили границы Азербайджана и Армении так, что спорная территория в 1921 году отошла Азербайджанской ССР с сохранением широкой автономии. В 1987 году противостояние азербайджанского и армянского населения на этих территориях обострилось вновь. После вывода внутренних войск СССР из региона и подписания Беловежских соглашений в конце 1991 года в Карабахе началась настоящая война, длившаяся почти два года. Конец ей положил Бишкекский протокол о режиме прекращения огня, подписанный в 1994 году.

Конфликт Армении и Азербайджана 2021: будет ли новая война?

Приграничный кризис между Арменией и Азербайджаном остается неурегулированным. Войска противника с 12 мая находятся на территории Армении в Сюникской и Гегаркуникской областях. В Сюнике азербайджанские ВС занимают позиции у Черного озера (Сев лич) вблизи Гориса, а в Гегаркунике они частично контролируют приграничный участок в направлении села Кут.

За это время между сторонами произошли стычки, в ходе которых с армянской стороны 25 мая погиб военнослужащий-контрактник. Гибели предшествовали несколько случаев потасовок между военнослужащими двух стран. В Сеть «слили» несколько видеокадров с настоящими рукопашными боями. В условиях, когда десяткам вооруженных до зубов мужчин в военной форме приходится постоянно «толкаться» друг с другом, велик риск того, что у кого-нибудь из них рука рано или поздно потянется нажать на курок.

А утром 27 мая стало известно, что шестеро армянских военных в Гегаркунике были захвачены в плен во время инженерных работ на своей же территории. И.о. премьера Никол Пашинян назвал это похищением. Официальный Ереван потребовал от Баку срочно вернуть военных. Однако переговоры пока не привели к желаемым результатам. Вечером того же дня, 27 мая, обстановка в направлении Кута накалилась, инсайдерские источники сообщали о перестрелках. В последующие дни обстановка немного стабилизировалась.

За это время армянские власти, в том числе и военное руководство неоднократно говорили, что если переговоры об отводе сил противника на исходные позиции не приведут к результатам, то Ереван оставляет за собой право на применение силы. И действительно, по всем упомянутым направлениям за последние дни стянуты значительные силы: личный состав, военная техника. Налажено и бесперебойное тыловое обеспечение. И хотя сторонам пока удается избежать масштабного конфликта, тем не менее обстановка может выйти из-под контроля в любой момент, и следовательно, масштабные боевые действия между Арменией и Азербайджаном меньше чем через год после войны в Карабахе не выглядят чем-то невероятным.

Особенно агрессивно ведет себя официальный Баку. Победа Азербайджана осенью 2020 года, некоторое превосходство в живой силе и технике, с другой стороны политический кризис в Армении – все эти факторы вселяют в бакинское руководство уверенность в относительно быстрой победе над армянской армией. Но несмотря на депрессивные настроения и управленческий хаос в Ереване, здесь не сидят сложа руки. За последние несколько месяцев военное руководство активно занимается пополнением арсенала с помощью России. Называть номенклатуры вооружений мы, естественно, не станем, но в этом направлении ведется интенсивная работа.

Новая война в регионе вряд ли станет легкой прогулкой для сторон – учитывая хрупкую расстановку сил, боевые действия обострят и без того сложный клубок противоречий между региональными и глобальными державами. Случись что, в стороне не смогут остаться ни Россия, ни безоговорочно поддерживающая Азербайджан Турция, ни Иран. Ситуация для него особенно шаткая, учитывая, что гипотетическая потеря Арменией Сюникской области закроет для Тегерана «окно на север». Иран неоднократно на разных уровнях заявлял, что не допустит изменения региональной карты – это для него «красная линия».

Столкновение Армении и Азербайджана способно привести к опосредованному конфликту Москвы и Анкары. Во-первых, Армения – член Организации Договора о коллективной безопасности, и любая агрессия против нее – это агрессия против остальных стран-участниц Договора.

Правда, в последнее время в адрес организации в Армении звучат определенные укоры из-за ее мнимого бездействия в приграничном кризисе. Но нетрудно догадаться, что наращивание градуса противостояния поставит организацию перед необходимостью предпринять реальные шаги, иначе неизбежны серьезные геополитические издержки. Этого, как представляется, не хочет никто. Во-вторых, между Ереваном и Москвой действуют двусторонние договора о военной помощи. Безусловно, в Баку и Анкаре велик соблазн испытать эти соглашения на прочность. Но конечный успех этой авантюры для двух столиц не гарантирован, потому, вероятно, дальше рукопашных схваток дело до сих пор не заходило. Как долго будет продолжаться эта игра нервов, не знает никто, даже люди в высоких кабинетах.

Путин, Алиев и Пашинян договорились о демаркации и делимитации границы Азербайджана и Армении

Главы России Владимир Путин, Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян по итогам трехчасовой сочинской встречи договорились о создании до конца года механизма демаркации и делимитации границы между Арменией и Азербайджаном.

«Условились предпринять шаги по повышению уровня стабильности и безопасности на азербайджано-армянской границе и вести дело к созданию двусторонней комиссии по делимитации госграницы между Азербайджаном и Арменией с последующей ее демаркацией при консультативном содействии РФ по запросу сторон», — говорится в обнародованном 26 ноября документе.

Стороны договорились создать механизм демаркации и делимитации границы между Арменией и Азербайджаном, а также разблокировать транспортные коридоры — железную дорогу и автомобильное сообщение.

Путин добавил, что на следующей неделе вице-премьеры трех стран соберутся в Москве для дальнейшей работы и подведения некоторых итогов.

«Оказалось, что по некоторым вопросам у нас нет никаких разночтений, как казалось до этой встречи», — добавил Пашинян.

Встреча лидеров состоялась в пятницу, 26 ноября, в Сочи. Она продлились около трех часов и была приурочена к годовщине подписания заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе от 9 ноября 2020 года.

В ходе трехсторонних переговоров стороны обсудили ситуацию в зоне карабахского конфликта и пути ее урегулирования, а также оценили то, что было сделано за прошедший год для ее стабилизации.

Армения и Азербайджан с 1988 года оспаривают принадлежность Нагорного Карабаха. Тогда регион, в котором проживают в основном армяне, заявил о выходе из состава Азербайджанской ССР. В ходе военного конфликта 1992–1994 годов Баку утратил контроль над Карабахом. В сентябре 2020 года Баку в ходе военных действий взял под свой контроль ряд населенных пунктов.

В ноябре 2020 года Армения и Азербайджан при участии России подписали соглашение о прекращении боевых действий в Нагорном Карабахе. Документ в том числе предусматривает введение в регион российских миротворцев, обмен пленными между сторонами конфликта, передачу Арменией Азербайджану ряда районов региона и возвращение беженцев в Карабах.

16 ноября при посредничестве России на границе Армении и Азербайджана было объявлено перемирие после обострения ситуации.

Источники:

http://svpressa.ru/politic/article/317595/

http://vpk.name/news/544908_tretya_voina_v_karabahe_neizbezhna_vopros_tolko_v_srokah.html

http://3rm.info/main/81969-jeto-ne-vojna-armenii-i-azerbajdzhana-jeto-nachalo-tretej-mirovoj-i-za-vsem-jetim-stojat-poganye-zhuki.html

http://lenta.ru/articles/2020/07/18/arm_pozicia/

http://ru.armeniasputnik.am/20210601/Konflikt-Armenii-i-Azerbaydzhana-2021-budet-li-novaya-voyna-27769234.html

http://iz.ru/1256036/2021-11-27/putin-aliev-i-pashinian-dogovorilis-o-demarkatcii-i-delimitatcii-granitcy-azerbaidzhana-i-armenii

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector